Draft
Модератор:
Представление
Гостей (слово Ретюнских Л.Т., \Emerson'
music\): В гостях у ПРОГНОЗ-ПАРКа -
межрегиональная общественная организация "Философия детям", создана
21 мая 2004 г. с целью продвижения проектов, связанных с различными способами
философствования с ребенком в школе, дома, в клубе и т.д. Программа философии с
детьми в мире существует более 30 лет, в России - около 10 лет назад это
движение началось и сейчас вылилось в наше единство. Нас поддерживают партнеры
из бизнеса, мой \визави\ Кулинченко
С.В. - один из них, вице-президент нашего Фонда, председатель Попечительского
совета, ген. дир. ООО "Инфопак
+". Он на примере своего сына убедился как родитель результаты занятий
философией с детьми в семейном клубе "Школа Сократа" на базе Центрального
дома работников искусства (ЦДРИ, действует с 1992 г.), где реализуется моя
методика философских игр для детей и взрослых.
В клуб
принимаются дети 8-13 лет, которые приходят вместе с родителями. То же самое
можно делать с группами подростков или студентов, но им не нужны родители.
Благодаря разновозрастности, в нашем клубе
достигается очень интересный эффект: разговор получается "на равных",
дедушки и дети абсолютно интересны друг для друга, могут спорить на равных.
Родители раскрывают здесь для себя своих детей по-иному: из застенчивых, не
способных ничего сказать - вдруг ребенок и плясать начал, и разговаривать
открыто, удивленные глаза и т.д. Секрет даже не в методике, а в самой
философии, понятой не как набор идей, догм и концепций, а как путь размышления,
обсуждения и выявления смыслов.
Михайловская
Т.Г., Центр поэтической книги: Свой проект в ПРОГНОЗ-ПАРКе
мне видится таким образом: полностью разделяю восприятие будущего как причины
настоящего, из этого мы и живем. Давно понимаю, что из будущей культуры рискует
выпасть книга. Этот жанр переживает сложные времена, подвергаясь остракизму,
авторитет книги как средства коммуникации резко упал. Второе - это поэзия,
которая для России есть нечто особое, как национальная идея. Пишут абсолютно
все слои общества: от дворников до банкиров и политиков. Наблюдается парадокс:
вся страна стихи пишет, но и также вся страна их не читает. Произошло
расщепление сознания, расслоение людей со сменой ценностных ориентаций. Третье:
интернет и др. электронные хранилища ситуацию не
спасают. Я ищуу индивидуально личную форму общения
людей с книгой. Прорыв 90-х к ксероксам, ризографам и
т.п. привел к появлению массы самиздатовских книг, которые достойны сохранения
и донесения до массового читателя. Мной эти книги собираются, помощь
оказывается русским "Пэн-Клубом", нужен
фонд таких книг. Свою коллекцию я вижу как вклад в этот фонд. Помимо того, есть
и ручная книга, о жанре которой я буду говорить на
своем мастер-классе в ПРОГНОЗ-ПАРКе.
Граник М.А., режиссер, оператор-постановшик
студии "Артель" (музыка Pink Floyd "The dark side of the moon", track "Time"): Закончил ВГИК в 1996 г. на режиссерском
факультете у мастера научно-популярного кино Михаила Владимировича Кобрина, работы которого носят характер научной философии и
сняты в технике "свертки времени", когда процессы на экране сжимаются
во времени. Сейчас работаю в мастерской его друга и коллеги Юрия Борисовича Норштейна (мультфильм "Ежик в тумане") в качестве
оператора. "Шинель" еще снимается, а в последние два года работа велась
над проектом, в основе которого 40 японских хойку, и
лучшие аниматоры мира делали каждый свой 30-сек. сюжет по одной из них. Все
сюжеты были японцами собраны в единый фильм с рассказами об авторах, их разных
техниках.
Крючков Ю.А.,
МГУС: Сначала стихи, а потом социология. А музыка меня раздражает.
Мастер Ретюнских Л.Т. (12:40 - 14:10) \муз. "Аквариум", Мантра Бодхиссаттвы* Сострадания Ченрези\
Представляю проект
"Философия с детьми". Мне очень приятно обнаружить здесь (на мастер-классе) столь близкие
пересечения. Философствуют каждый на своем уровне абсолютно все. Существует
даже такое понятие как самодеятельное философствование, которое признается
профессиональными философами как особый тип философствования. В СпбГУ на философском факультете профессор, зав. кафедрой
социальной философии Тигров ведет огромную работу с самодеятельными философами,
которые беседуют, выбирают свои принципы и т.д.. Подобно
поэтическим кафе, во всем мире существует практика Сократических кафе, одно из
которых создано в Петербурге человеком, вернувшимся из Франции.
Существует очень тонкая
грань между самодеятельным философствованием и философствованием как рефлексией
на окружающий мир по заданным канонам и принципам.
Абсолютно согласна
с тем, что общество наше больно. Но кроме поэзии есть масса других лекарств,
например религия. Все религии учат добру, но когда в социальной практике они
сталкиваются лбами друг с другом на поприще образования, например, то возникает риск опять же свести воспитание, духовное
здоровье детей на откуп одной догмы. Сейчас нет прежней практики комсомольских
и т.п. общественных организаций, которые (если снять с них всю идеологическую
корку) учили добру и взаимной помощи. Сейчас же, в современном
постмодернистском мире идет возрождение снизу, но общей платформы нет и быть не
может. Попытки поиска и насаждения некой единой идеи нашего многоликого мира
приводят к жутким результатам: внутреннему негативизму, конфронтации и др.
Есть при этом множество
путей, и предлагаемый мной проект является одним из способов говорить с
человеком на человеческом языке, дать человеку возможность себя уважать, дать
платформу для диалога с другими. Это - способ формирования толерантного
терпимого общества. Другой - он просто другой, он не плохой. Когда наши
дети поймут именно это, мы оздоровим наше общество. Ненависть, заложенная в
каждом из нас - хотим мы того или нет, - составляет нашу внутреннюю черту.
Как профессиональный
философ, я уверена, что философия - это не набор концепций, догм и идей, а есть
умение размышлять, умение видеть проблему с разных сторон.
Два года назад вышла моя
монография "Философия игры", изд-во "Вузовская книга". Игра
как феномен, самобытная имманентная данность человека - в трудах Хёйзинга и Ретюнских. В отличие
от культурологических подходов Хёйзинги, я прихожу к
выводу, что играние есть имманентное атрибутивное
свойство разумности, потому Homo Ludens и есть
собственно человек. Игровая составляющая ярче всего проявляется в детстве,
исследование мира детства через мир игры (все - на философском уровне).
Потому игра никак не
оформляется и не может быть задана через внешние атрибутивные свойства, в чем я
расхожусь с Хейзинга, который по наличию внешних
свойств игры - правил, целей и т.п., - считает политику или поэзию тоже игрой.
Разве можно с этим согласиться? Ведь Пушкин играл, лишь
когда делал дамам записи в альбомы, в остальном же он вне игры. Я не играю,
когда пишу стихи или люблю, когда работаю, чтобы заработать деньги.
Классический пример - футбол любительский и профессиональный, это тип социокультурной
кантаты, которая называется игрой.
Играть - это значит, что
человек осознает себя играющим, здесь он в состоянии "понарошку,
как будто". Игра - как второй план реальности, где я могу быть иным, и из
которого всегда можно выйти. В игре я могу реализовать свои нереализованные
потенции, но в моем сознании всегда присутствует восприятие себя играющим.
Игрок Достоевского потому и
не играет, что игра для него заменяет реальность, он переносит игру из второго
мира в первый, реальный мир и, замещая его, игра превращается в манию и чем
угодно, но только не игрой.
Специально мной разделяются
понятия игры и играизации. Существуют три уровня
игры: эмпирический, коммуникативный и экзистенциальный. Здесь я рассуждаю об
экзистенциальном аспекте игры, а эмпирический и коммуникативный рассматриваю
как некие иные аспекты существования игры. Например, на эмпирическом уровне
можно говорить о темпоральной замкнутости, наличии
правил, игрушки и т.п. На экзистенциальном же уровне я не завишу от этих
правил, лишь я сам определяю, играю ли я или не играю. Существует эмпирический
уровень социокультурных констант, но только от меня
зависит, вхожу ли я в игру, чтобы играть или реализовывать свои цели. В игре
всегда внутренние цели, и если ребенок вступает в игру, чтобы получить знания,
то он выпадает из игры, так как передача знаний - это цель учителя, ребенку
здесь нужен другой стимул типа приза.
Игра никому ничего не
должна, здесь никто никому ничего не должен. В жизни есть масса действий,
похожих на игру, например это ритуал (свадьбы). Над подлинной реальностью
соединения двух людей наслаивается масса других контекстов. Когда есть
сакральный смысл, внешняя схожесть с игрой, там нет игры, но есть играизация.
Место музыки в игре мной
специально не изучалось, к музыке я имею слабое отношение; в моей диссертации
акценты вынесены на "игра
и работа", "игра и смерть", "игра и любовь"… Образ
может быть и музыкальным, игра есть победа повседневности, выход в иную
реальность, уход в иную свободу как основу творчества.
Совместимость игры и упреков
описана у Бёрна в "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры". Игра имеет терапевтическое действие, поскольку то, что ситуация,
вызывавшая упрек, может после игры рассматриваться как игровая, над которой
можно посмеяться, улыбнуться. Разрушение игры изнутри своим упрямством и
неуемностью т.н. "жилу - на мыло", - относится к
лжи и правде в игре. На самом деле, неправда в игровом пространстве,
недобросовестность и нечестность карается в игре даже тяжелее, чем в жизни.
Загадка игры и в том, что в этом бытии второго плана все гораздо серьезнее, чем
в самой жизни.
Подходы к проектной игре
связаны с моделированием, которое в то же время отличается от самой игры, это
ближе к играизации. Игра должна обеспечивать
онтологическую целостность и рамки, моделирование имеет тот же виртуальный
способ существования, как и игра. Модель как мимикрия под игру подлежит
осознанию через субъективные критерии. Игра как социальное явление исходит от
субъекта и принимает определенную социальную форму. Игру человека отличает от
животных наличие саморефлексии, выброс
неиспользованной энергии через освоение новых пространств.
Игра как выход в новые
смыслы: безусловно, игра формирует новые смыслы, которые иногда переходят в
реальность или уходят из реальности. Следя Гадамеру,
понятие смысла ни за что определять не буду.
Грань между Иноестью и Ничтожностью: …
Свобода начинается с
вопрошания: в философии нет закрытых вопросов…
Во второй части проводится
знакомство с практической технологией философских игр Мастер Ретюнских Л.Т. проводит с двумя группами участников мастер-класса. Более тридцати лет
существует методика американского профессора ?Мэтью Липмана,
с которым у нас многое совпадает, включая установку на сократический диалог.
Отличает тот мой вывод, что тысячелетия развития философии - это не побочный
результат человеческой культуры. Философия аккумулирует человеческий опыт,
задает систему ценностей, дает практически все интерпретации жизни. "Ежик
в тумане" - одна из самых блестящих философских картин, это в чистом виде
Беркли. Думаю, что та японская серия - еще более философская.
На наших философских играх я
стараюсь донести детям мир абстрактных понятий через художественный образ. Они
могут рисовать идею справедливости, обсуждать картины, здесь я включаю многовековой
опыт философской рефлексии, в чем тоже сходство с Липманом.
Он дает интерпретацию и изменение выработанных, например, Сократом или Декартом
идей, не указывая на источник. Одна из книг "Элси"
его базового курса, рассчитанного на детей от 6 до 17 лет, курса объемом 3,5
тыс. стр. начинается с обыгрывания сократовского
"я знаю, что ничего не знаю". В моем же случае ребенок прикасается к
философским идеям как сокровищам мировой культуры в музее. По миру этих идей
ребенка нужно провести как по музею и он будет
мыслить, рефлексировать в контексте своих смыслов,
осознавая высший уровень открытий, до которых ему надо дотягиваться.
Действительно, идеи витают в
воздухе, и нередко дети формулируют идеи, которые уже существуют. "Свобода - это способность человека не зависеть от своих
желаний" (11 лет), "Свобода - это когда бог освободил тебя, и ты
свободен от своих грехов" (ребенок из нерелигиозной семьи. "Ум
- это способность человека не повторять одну и ту же ошибку больше двух
раз" (мальчик 14 лет). В диалоговом режиме детям это нравится, он
генерируют идеи на ходу, в игре.
Мой проект - это изначальная
проекция в Будущее, которое есть причина настоящего. Кроме воспитательного, в проекте несомненно есть и образовательный компонент.
Проведенные на базе "Школы Сократа" в ЦДРИ социологические
исследования будут вскоре опубликованы: при том, что
было зафиксировано повышение успеваемости, лучшее усвоение других предметов,
это оказалось вторичным результатом. Самое главное, о чем говорили родители и
дети - это повышение самооценки ребенка. Изначальная зажатость и
закомплексованность ребенка сменяется осознанием себя полноценной личностью.,
чье мнение чрезвычайно ценно, говорящей на равных. \музыка Enigma\
\музыка "Аквариум",
"Сестра Хаос" 500 -- Брод\ - переход к практическим
играм.
"Любовь к ближнему". Как высчитаете, что такое ближний? -- Человек, с которым есть некоторые отношения. (КЮА) -- Тот, который больше всего мешает тебе жить; потому что
мешает всегда тот, кто ближе остальных; виноваты всегда те, кто рядом. (ГМА) --
Сложность в том, чтобы принимать ближнего таким, каков
он есть. Изменить человека- не значит отступиться от
любви к нему.(КЮА) -- Любить ближнего трудно потому, что надо ему идти
навстречу, прощать, делать над собой усилия, сдерживать свой гнев, ограничивать
себя, выстраивать отношения и процесс этот обоюдный. Беда, когда человек не
способен любить самого себя, имея низкую самооценку, что мешает ему полюбить
другого (ГМА) -- Любить ближнего - значит признать его
право на существование, быть каков он есть, перейти дорогу перед тобой (МТГ).
-- Когда твоя жизнь зависит от его смысла. К одиночеству приводит любовь самого
себя. Можно любить все человечество, ближним в этом смысле может быть очень
далеко живущий от меня человек. Все религии направлены на спасение человека от
одиночества. (КЮА)
Игра в ассоциации:
"Время - это девушка". Какая это девушка? -- Размазня,
потому что невнятная (СНФ). -- Загадочная, поскольку все время неконкретна и
неуловима (ГМА). -- Время - это девушка, которой нигде нет (МТГ) -- Это
девушка, которая смотрит в зеркало. Они смотрят друг на друга и забывают обо
всем (КСВ). -- Она все время разная и любая, ведет
себя по-разному. (КЮА).
\"Аквариум",
"Слишком много любви"\ "Время - это музыкальное произведение.
Какое это произведение?" -- Это зажатая между
двумя колками струна, к которой все боятся прикоснуться. Это скрытая неизвлеченная потенция гармонии. Время не расколдовать,
если мыслить его как линейное состояние. Здесь я ближе к "длению" Анри Бергсона. (СНФ) -- Это
музыка Орфея, которая является выражением человеческой любви (МТГ) -- Это
ненаписанная музыка в мире шумов, настоящая стихия (ГМА). -- Это изменение,
\абсолютная длительность (Декарт)\. (КЮА)
Работа над групповыми
заданиями \муз. Enigma\.
Философская сюита по мотивам
Льюиса Кэррола (Алиса - Михайловская Т.Г., Время - Граник М.А.):
Алиса: Почему-то чашка
пустая, ведь пора пить чай! Это непорядок. Уже пять часов, а чашка пустая, ведь
пора пить чай. Время уже совершенно вышло, а чашка пустая, пора пить чай. Мне
пора пить чай.
Время: А может быть, его уже
нет?
-
Как это нет, время пить чай есть всегда.
-
Может быть, оно уже ушло?
-
Как это ушло? Время пить чай для девочки всегда есть!
-
А ты уверена, что ты девочка?
-
Как это я уверена, что я девочка? А что тогда я здесь делаю? Девочки
всегда в пять часов пьют чай.
-
А, может быть, часы стоят?
-
Часы? У меня нет часов. Девочкам часы не нужны. Девочки в пять часов всегда пьют чай.
-
Очень напрасно, что у тебя нет часов. Если бы у тебя были
часы, которые ходят, ты бы поняла, что твой чай давно высох.
-
Чай высох - это неправильно устроенная жизнь. Чай должен быть всегда,
потому что я сижу а столом, потому что передо мной
стоит чашка, потому что сейчас пять часов, и я девочка и я должна пить чай.
-
И сколько ты сидишь за столом, ты не знаешь?
-
А зачем мне это знать? Пока я сижу за столом, я пью чай.
-
Пока ты сидишь за столом, твое время уходит.
-
Мое время разве имеет ноги?
-
Да.
-
Оно может быть и бегает?
-
Оно просто исчезает.
-
Ты говоришь странные слова. А ты кто?
-
Я? Я - твое время!
-
Ты мое время?! Которое пришло?!
-
Которое может в любой момент закончиться.
-
Это странная мысль. Я об этом еще не думала.
-
А ты давно смотрелась на себя в зеркало?
-
А я… Девочкам нужно быть скромными…И поэтому я вообще в него не смотрю.Я вот только в пять часов
должна пить чай. И когда этот режим нарушается, то это неправильно. Если ты
Время, то ты должен это знать.
-
Давай поставим эксперимент. Что ты там видишь?
-
А там нет ничего…
-
А о чем ты говоришь?
-
Ты что-то хочешь мне сказать? А это что-то значит?
-
Если там ничего нет, то это может значить только две вещи: либо это не
зеркало…
-
…либо меня нет?!
-
Да.
-
Это очень грустно. Мне так себя жаль… (Аплодисменты)
Мастер: Благодарю всех за прекрасную игру. Я очень четко
вижу возможность взаимодействия с каждым из вас в этом проекте. Очень высока
поэтическая составляющая философствования. Приглашаю принять участие в наших
философских играх в ЦДРИ, каждый месяц по субботам. Идеально было бы снять
документальный фильм, о чем мы уже говорила во ВГИКЕ с деканом Шульманом, дело
за энтузиастами. Очевиден прямой выход на социологические исследования и
выработку социальной стратегии этой деятельности. \"Аквариум", Песни
рыбака "Феечка"\
В этой связи приглашаю в
качестве почетных гостей на международную конференцию, которая пройдет 28-29
января 2005 г. в ЦДРИ, Москва. Будут участники из США, Франции, из всех
регионов России, меньше всех представлена Москва.
Совершенно очевидна
необходимость в спонсорской помощи ПРОГНОЗ-ПАРКа: в виде совместного
сайта.
Отклики Осей:
Михайловская Т.Г.: У меня
подготовительный период к своему проекту, многое узнала на мастер-классе, нужна еще информация. Чувствую точки
пересечения между моей поэзией и философией с детьми.
Граник М.А.: С удовольствием
принял бы участие в философских играх.
Калинченко С.В.: Нет ничего более устремленного
в будущее, как данный проект. Здесь важен не только образовательный аспект, но
и формирование толерантности как основы национальной безопасности. Моя
поддержка - в виде пропаганды, PR-поддержки проекта.
Крючков Ю.А.: Понятие игры
требует доосмысления, прежде всего философского. Имею
большой опыт проведения проектных игр и готов этим делиться.
Вердикт Мастера:
Надеюсь на новую ориентацию
своей инициативы, включая поэтическую, социологическую, кинематографическую и
т.п. составляющие. Жду от всех реакций и предложений и готова
реагировать на них…
(муз.
"Аквариум", Сестра Хаос: "… небо превращается в яростную клеть…
свечи запалены с обоих концов… Колесо смеха обнаруживает свойство мясорубки… Падающим
в лифте с каждой секундой становится все легче.. Нас учили не жить, а умирать
стоя… В эту игру могут играть двое…)