Draft

 

Модератор:

Представление Гостей (слово Ретюнских Л.Т., \Emerson' music\): В гостях у ПРОГНОЗ-ПАРКа - межрегиональная общественная организация "Философия детям", создана 21 мая 2004 г. с целью продвижения проектов, связанных с различными способами философствования с ребенком в школе, дома, в клубе и т.д. Программа философии с детьми в мире существует более 30 лет, в России - около 10 лет назад это движение началось и сейчас вылилось в наше единство. Нас поддерживают партнеры из бизнеса, мой \визави\ Кулинченко С.В. - один из них, вице-президент нашего Фонда, председатель Попечительского совета, ген. дир. ООО "Инфопак +". Он на примере своего сына убедился как родитель результаты занятий философией с детьми в семейном клубе "Школа Сократа" на базе Центрального дома работников искусства (ЦДРИ, действует с 1992 г.), где реализуется моя методика философских игр для детей и взрослых.

В клуб принимаются дети 8-13 лет, которые приходят вместе с родителями. То же самое можно делать с группами подростков или студентов, но им не нужны родители. Благодаря разновозрастности, в нашем клубе достигается очень интересный эффект: разговор получается "на равных", дедушки и дети абсолютно интересны друг для друга, могут спорить на равных. Родители раскрывают здесь для себя своих детей по-иному: из застенчивых, не способных ничего сказать - вдруг ребенок и плясать начал, и разговаривать открыто, удивленные глаза и т.д. Секрет даже не в методике, а в самой философии, понятой не как набор идей, догм и концепций, а как путь размышления, обсуждения и выявления смыслов.

 

Михайловская Т.Г., Центр поэтической книги: Свой проект в ПРОГНОЗ-ПАРКе мне видится таким образом: полностью разделяю восприятие будущего как причины настоящего, из этого мы и живем. Давно понимаю, что из будущей культуры рискует выпасть книга. Этот жанр переживает сложные времена, подвергаясь остракизму, авторитет книги как средства коммуникации резко упал. Второе - это поэзия, которая для России есть нечто особое, как национальная идея. Пишут абсолютно все слои общества: от дворников до банкиров и политиков. Наблюдается парадокс: вся страна стихи пишет, но и также вся страна их не читает. Произошло расщепление сознания, расслоение людей со сменой ценностных ориентаций. Третье: интернет и др. электронные хранилища ситуацию не спасают. Я ищуу индивидуально личную форму общения людей с книгой. Прорыв 90-х к ксероксам, ризографам и т.п. привел к появлению массы самиздатовских книг, которые достойны сохранения и донесения до массового читателя. Мной эти книги собираются, помощь оказывается русским "Пэн-Клубом", нужен фонд таких книг. Свою коллекцию я вижу как вклад в этот фонд. Помимо того, есть и ручная книга, о жанре которой я буду говорить на своем мастер-классе в ПРОГНОЗ-ПАРКе.

 

Граник М.А., режиссер, оператор-постановшик студии "Артель" (музыка Pink Floyd "The dark side of the moon", track "Time"): Закончил ВГИК в 1996 г. на режиссерском факультете у мастера научно-популярного кино Михаила Владимировича Кобрина, работы которого носят характер научной философии и сняты в технике "свертки времени", когда процессы на экране сжимаются во времени. Сейчас работаю в мастерской его друга и коллеги Юрия Борисовича Норштейна (мультфильм "Ежик в тумане") в качестве оператора. "Шинель" еще снимается, а в последние два года работа велась над проектом, в основе которого 40 японских хойку, и лучшие аниматоры мира делали каждый свой 30-сек. сюжет по одной из них. Все сюжеты были японцами собраны в единый фильм с рассказами об авторах, их разных техниках.

Крючков Ю.А., МГУС: Сначала стихи, а потом социология. А музыка меня раздражает.

 

Мастер Ретюнских Л.Т. (12:40 - 14:10) \муз. "Аквариум", Мантра Бодхиссаттвы*  Сострадания Ченрези\

Представляю проект "Философия с детьми". Мне очень приятно обнаружить здесь (на мастер-классе) столь близкие пересечения. Философствуют каждый на своем уровне абсолютно все. Существует даже такое понятие как самодеятельное философствование, которое признается профессиональными философами как особый тип философствования. В СпбГУ на философском факультете профессор, зав. кафедрой социальной философии Тигров ведет огромную работу с самодеятельными философами, которые беседуют, выбирают свои принципы и т.д.. Подобно поэтическим кафе, во всем мире существует практика Сократических кафе, одно из которых создано в Петербурге человеком, вернувшимся из Франции.

Существует очень тонкая грань между самодеятельным философствованием и философствованием как рефлексией на окружающий мир по заданным канонам и принципам.

Абсолютно согласна с тем, что общество наше больно. Но кроме поэзии есть масса других лекарств, например религия. Все религии учат добру, но когда в социальной практике они сталкиваются лбами друг с другом на поприще образования, например, то возникает риск опять же свести воспитание, духовное здоровье детей на откуп одной догмы. Сейчас нет прежней практики комсомольских и т.п. общественных организаций, которые (если снять с них всю идеологическую корку) учили добру и взаимной помощи. Сейчас же, в современном постмодернистском мире идет возрождение снизу, но общей платформы нет и быть не может. Попытки поиска и насаждения некой единой идеи нашего многоликого мира приводят к жутким результатам: внутреннему негативизму, конфронтации и др.

Есть при этом множество путей, и предлагаемый мной проект является одним из способов говорить с человеком на человеческом языке, дать человеку возможность себя уважать, дать платформу для диалога с другими. Это - способ формирования толерантного терпимого общества. Другой - он просто другой, он не плохой. Когда наши дети поймут именно это, мы оздоровим наше общество. Ненависть, заложенная в каждом из нас - хотим мы того или нет, - составляет нашу внутреннюю черту.

Как профессиональный философ, я уверена, что философия - это не набор концепций, догм и идей, а есть умение размышлять, умение видеть проблему с разных сторон.

Два года назад вышла моя монография "Философия игры", изд-во "Вузовская книга". Игра как феномен, самобытная имманентная данность человека - в трудах Хёйзинга и Ретюнских. В отличие от культурологических подходов Хёйзинги, я прихожу к выводу, что играние есть имманентное атрибутивное свойство разумности, потому Homo Ludens и есть собственно человек. Игровая составляющая ярче всего проявляется в детстве, исследование мира детства через мир игры (все - на философском уровне).

Потому игра никак не оформляется и не может быть задана через внешние атрибутивные свойства, в чем я расхожусь с Хейзинга, который по наличию внешних свойств игры - правил, целей и т.п., - считает политику или поэзию тоже игрой. Разве можно с этим согласиться? Ведь Пушкин играл, лишь когда делал дамам записи в альбомы, в остальном же он вне игры. Я не играю, когда пишу стихи или люблю, когда работаю, чтобы заработать деньги. Классический пример - футбол любительский и профессиональный, это тип социокультурной кантаты, которая называется игрой.

Играть - это значит, что человек осознает себя играющим, здесь он в состоянии "понарошку, как будто". Игра - как второй план реальности, где я могу быть иным, и из которого всегда можно выйти. В игре я могу реализовать свои нереализованные потенции, но в моем сознании всегда присутствует восприятие себя играющим.

Игрок Достоевского потому и не играет, что игра для него заменяет реальность, он переносит игру из второго мира в первый, реальный мир и, замещая его, игра превращается в манию и чем угодно, но только не игрой.

Специально мной разделяются понятия игры и играизации. Существуют три уровня игры: эмпирический, коммуникативный и экзистенциальный. Здесь я рассуждаю об экзистенциальном аспекте игры, а эмпирический и коммуникативный рассматриваю как некие иные аспекты существования игры. Например, на эмпирическом уровне можно говорить о темпоральной замкнутости, наличии правил, игрушки и т.п. На экзистенциальном же уровне я не завишу от этих правил, лишь я сам определяю, играю ли я или не играю. Существует эмпирический уровень социокультурных констант, но только от меня зависит, вхожу ли я в игру, чтобы играть или реализовывать свои цели. В игре всегда внутренние цели, и если ребенок вступает в игру, чтобы получить знания, то он выпадает из игры, так как передача знаний - это цель учителя, ребенку здесь нужен другой стимул типа приза.

Игра никому ничего не должна, здесь никто никому ничего не должен. В жизни есть масса действий, похожих на игру, например это ритуал (свадьбы). Над подлинной реальностью соединения двух людей наслаивается масса других контекстов. Когда есть сакральный смысл, внешняя схожесть с игрой, там нет игры, но есть играизация.

Место музыки в игре мной специально не изучалось, к музыке я имею слабое отношение; в моей диссертации акценты вынесены на "игра и работа", "игра и смерть", "игра и любовь"… Образ может быть и музыкальным, игра есть победа повседневности, выход в иную реальность, уход в иную свободу как основу творчества.

Совместимость игры и упреков описана у Бёрна в "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Игра имеет терапевтическое действие, поскольку то, что ситуация, вызывавшая упрек, может после игры рассматриваться как игровая, над которой можно посмеяться, улыбнуться. Разрушение игры изнутри своим упрямством и неуемностью т.н. "жилу - на мыло", - относится к лжи и правде в игре. На самом деле, неправда в игровом пространстве, недобросовестность и нечестность карается в игре даже тяжелее, чем в жизни. Загадка игры и в том, что в этом бытии второго плана все гораздо серьезнее, чем в самой жизни.

Подходы к проектной игре связаны с моделированием, которое в то же время отличается от самой игры, это ближе к играизации. Игра должна обеспечивать онтологическую целостность и рамки, моделирование имеет тот же виртуальный способ существования, как и игра. Модель как мимикрия под игру подлежит осознанию через субъективные критерии. Игра как социальное явление исходит от субъекта и принимает определенную социальную форму. Игру человека отличает от животных наличие саморефлексии, выброс неиспользованной энергии через освоение новых пространств.

Игра как выход в новые смыслы: безусловно, игра формирует новые смыслы, которые иногда переходят в реальность или уходят из реальности. Следя Гадамеру, понятие смысла ни за что определять не буду.

Грань между Иноестью и Ничтожностью: …

Свобода начинается с вопрошания: в философии нет закрытых вопросов…

 

Во второй части проводится знакомство с практической технологией философских игр Мастер Ретюнских Л.Т. проводит с двумя группами участников мастер-класса. Более тридцати лет существует методика американского профессора ?Мэтью Липмана, с которым у нас многое совпадает, включая установку на сократический диалог. Отличает тот мой вывод, что тысячелетия развития философии - это не побочный результат человеческой культуры. Философия аккумулирует человеческий опыт, задает систему ценностей, дает практически все интерпретации жизни. "Ежик в тумане" - одна из самых блестящих философских картин, это в чистом виде Беркли. Думаю, что та японская серия - еще более философская.

На наших философских играх я стараюсь донести детям мир абстрактных понятий через художественный образ. Они могут рисовать идею справедливости, обсуждать картины, здесь я включаю многовековой опыт философской рефлексии, в чем тоже сходство с Липманом. Он дает интерпретацию и изменение выработанных, например, Сократом или Декартом идей, не указывая на источник. Одна из книг "Элси" его базового курса, рассчитанного на детей от 6 до 17 лет, курса объемом 3,5 тыс. стр. начинается с обыгрывания сократовского "я знаю, что ничего не знаю". В моем же случае ребенок прикасается к философским идеям как сокровищам мировой культуры в музее. По миру этих идей ребенка нужно провести как по музею и он будет мыслить, рефлексировать в контексте своих смыслов, осознавая высший уровень открытий, до которых ему надо дотягиваться.

Действительно, идеи витают в воздухе, и нередко дети формулируют идеи, которые уже существуют. "Свобода - это способность человека не зависеть от своих желаний" (11 лет), "Свобода - это когда бог освободил тебя, и ты свободен от своих грехов" (ребенок из нерелигиозной семьи. "Ум - это способность человека не повторять одну и ту же ошибку больше двух раз" (мальчик 14 лет). В диалоговом режиме детям это нравится, он генерируют идеи на ходу, в игре.

Мой проект - это изначальная проекция в Будущее, которое есть причина настоящего. Кроме воспитательного, в проекте несомненно есть и образовательный компонент. Проведенные на базе "Школы Сократа" в ЦДРИ социологические исследования будут вскоре опубликованы: при том, что было зафиксировано повышение успеваемости, лучшее усвоение других предметов, это оказалось вторичным результатом. Самое главное, о чем говорили родители и дети - это повышение самооценки ребенка. Изначальная зажатость и закомплексованность ребенка сменяется осознанием себя полноценной личностью., чье мнение чрезвычайно ценно, говорящей на равных. \музыка Enigma\

\музыка "Аквариум", "Сестра Хаос" 500 -- Брод\ - переход к практическим играм.

 

"Любовь к ближнему". Как высчитаете, что такое ближний? -- Человек, с которым есть некоторые отношения. (КЮА) -- Тот, который больше всего мешает тебе жить; потому что мешает всегда тот, кто ближе остальных; виноваты всегда те, кто рядом. (ГМА) -- Сложность в том, чтобы принимать ближнего таким, каков он есть. Изменить человека- не значит отступиться от любви к нему.(КЮА) -- Любить ближнего трудно потому, что надо ему идти навстречу, прощать, делать над собой усилия, сдерживать свой гнев, ограничивать себя, выстраивать отношения и процесс этот обоюдный. Беда, когда человек не способен любить самого себя, имея низкую самооценку, что мешает ему полюбить другого (ГМА) -- Любить ближнего - значит признать его право на существование, быть каков он есть, перейти дорогу перед тобой (МТГ). -- Когда твоя жизнь зависит от его смысла. К одиночеству приводит любовь самого себя. Можно любить все человечество, ближним в этом смысле может быть очень далеко живущий от меня человек. Все религии направлены на спасение человека от одиночества. (КЮА)

Игра в ассоциации: "Время - это девушка". Какая это девушка? -- Размазня, потому что невнятная (СНФ). -- Загадочная, поскольку все время неконкретна и неуловима (ГМА). -- Время - это девушка, которой нигде нет (МТГ) -- Это девушка, которая смотрит в зеркало. Они смотрят друг на друга и забывают обо всем (КСВ). -- Она все время разная и любая, ведет себя по-разному. (КЮА).

\"Аквариум", "Слишком много любви"\ "Время - это музыкальное произведение. Какое это произведение?" -- Это зажатая между двумя колками струна, к которой все боятся прикоснуться. Это скрытая неизвлеченная потенция гармонии. Время не расколдовать, если мыслить его как линейное состояние. Здесь я ближе к "длению" Анри Бергсона. (СНФ) -- Это музыка Орфея, которая является выражением человеческой любви (МТГ) -- Это ненаписанная музыка в мире шумов, настоящая стихия (ГМА). -- Это изменение, \абсолютная длительность (Декарт)\. (КЮА)

Работа над групповыми заданиями \муз. Enigma\.

 

Философская сюита по мотивам Льюиса Кэррола (Алиса - Михайловская Т.Г., Время - Граник М.А.):

Алиса: Почему-то чашка пустая, ведь пора пить чай! Это непорядок. Уже пять часов, а чашка пустая, ведь пора пить чай. Время уже совершенно вышло, а чашка пустая, пора пить чай. Мне пора пить чай.

Время: А может быть, его уже нет?

-         Как это нет, время пить чай есть всегда.

-         Может быть, оно уже ушло?

-         Как это ушло? Время пить чай для девочки всегда есть!

-         А ты уверена, что ты девочка?

-         Как это я уверена, что я девочка? А что тогда я здесь делаю? Девочки всегда в пять часов пьют чай.

-         А, может быть, часы стоят?

-         Часы? У меня нет часов. Девочкам часы не нужны. Девочки в пять часов всегда пьют чай.

-         Очень напрасно, что у тебя нет часов. Если бы у тебя были часы, которые ходят, ты бы поняла, что твой чай давно высох.

-         Чай высох - это неправильно устроенная жизнь. Чай должен быть всегда, потому что я сижу а столом, потому что передо мной стоит чашка, потому что сейчас пять часов, и я девочка и я должна пить чай.

-         И сколько ты сидишь за столом, ты не знаешь?

-         А зачем мне это знать? Пока я сижу за столом, я пью чай.

-         Пока ты сидишь за столом, твое время уходит.

-         Мое время разве имеет ноги?

-         Да.

-         Оно может быть и бегает?

-         Оно просто исчезает.

-         Ты говоришь странные слова. А ты кто?

-         Я? Я - твое время!

-         Ты мое время?! Которое пришло?!

-         Которое может в любой момент закончиться.

-         Это странная мысль. Я об этом еще не думала.

-         А ты давно смотрелась на себя в зеркало?

-         А я… Девочкам нужно быть скромными…И поэтому я вообще в него не смотрю вот только в пять часов должна пить чай. И когда этот режим нарушается, то это неправильно. Если ты Время, то ты должен это знать.

-         Давай поставим эксперимент. Что ты там видишь?

-         А там нет ничего…

-         А о чем ты говоришь?

-         Ты что-то хочешь мне сказать? А это что-то значит?

-         Если там ничего нет, то это может значить только две вещи: либо это не зеркало…

-         …либо меня нет?!

-         Да.

-         Это очень грустно. Мне так себя жаль… (Аплодисменты)

 

Мастер: Благодарю всех за прекрасную игру. Я очень четко вижу возможность взаимодействия с каждым из вас в этом проекте. Очень высока поэтическая составляющая философствования. Приглашаю принять участие в наших философских играх в ЦДРИ, каждый месяц по субботам. Идеально было бы снять документальный фильм, о чем мы уже говорила во ВГИКЕ с деканом Шульманом, дело за энтузиастами. Очевиден прямой выход на социологические исследования и выработку социальной стратегии этой деятельности. \"Аквариум", Песни рыбака "Феечка"\

В этой связи приглашаю в качестве почетных гостей на международную конференцию, которая пройдет 28-29 января 2005 г. в ЦДРИ, Москва. Будут участники из США, Франции, из всех регионов России, меньше всех представлена Москва.

Совершенно очевидна необходимость в спонсорской помощи ПРОГНОЗ-ПАРКа: в виде совместного сайта.

 

Отклики Осей:

Михайловская Т.Г.: У меня подготовительный период к своему проекту, многое узнала на мастер-классе, нужна еще информация. Чувствую точки пересечения между моей поэзией и философией с детьми.

Граник М.А.: С удовольствием принял бы участие в философских играх.

Калинченко С.В.: Нет ничего более устремленного в будущее, как данный проект. Здесь важен не только образовательный аспект, но и формирование толерантности как основы национальной безопасности. Моя поддержка - в виде пропаганды, PR-поддержки проекта.

Крючков Ю.А.: Понятие игры требует доосмысления, прежде всего философского. Имею большой опыт проведения проектных игр и готов этим делиться.

 

Вердикт Мастера:

Надеюсь на новую ориентацию своей инициативы, включая поэтическую, социологическую, кинематографическую и т.п. составляющие. Жду от всех реакций и предложений и готова реагировать на них…

(муз. "Аквариум", Сестра Хаос: "… небо превращается в яростную клеть… свечи запалены с обоих концов… Колесо смеха обнаруживает свойство мясорубки… Падающим в лифте с каждой секундой становится все легче.. Нас учили не жить, а умирать стоя… В эту игру могут играть двое…)

Hosted by uCoz