Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: Философские игры десять лет спустя. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2003. – 208с.
Книга представляет собой учебное пособие по оригинальной авторской методике «Философских игр для детей и взрослых», в ней раскрывается и обосновывается психолого-педагогический потенциал игрового обучения философствованию, описывается программа цикла тематических занятий по данной методике в виде сценарно-методических разработок. «Заметки психолога» подготовлены Васильевой Е.В.
В книге описана история и будни Семейного клуба «Школа Сократа» в ЦДРИ
Дети и Философия!
Философствование –
привилегия зрелого сознания, подобное
«заблуждение» часто встречается в мире взрослых, и, особенно, философов.
Однако, как сказано у Эпикура в «Письме к Менекею»:
«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не
устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым
для здоровья души» (Антология мировой
философии. Т.1. М.,1969. С.354). Перефразируя высказывание этого
хрестоматийного оптимиста – певца счастья и удовольствия, можно сказать – никто не бывает слишком молод и слишком
стар для занятия философией. Подтверждение тому – девятилетний опыт
существования в ЦДРИ семейного клуба «Школа Сократа». Здесь собираются люди от
8 до 80 лет, и им не бывает скучно друг с другом, они не считаются с возрастом
вступая в спор, или, выполняя шутливо-серьезные игровые задания – сочиняя
стихи, легенды, «снимая кино», рисуя и т.д. – все для отыскания Истины,
которая, как водится, ускользает, оставляя за сбой «шлейф» невероятно глубоких,
интересных, оригинальных идей, позволяющих
и заглянуть внутрь себя, и
расширить границы бесконечного Космоса.
Каждый раз, собирая и
анализируя детские высказывания, мы не перестаем удивляться способности ребенка
мыслить образно и рационально одновременно, заглянуть в самую суть предмета
глубинной мудростью своей наивности. Хочется верить, что появиться когда-нибудь
возможность опубликовать большой сборник «Дети-философы», идею которого мы уже
давно вынашиваем, а пока постараемся представить наш клуб через афоризмы юных
мудрецов.
Каждое занятие «Школы Сократа»
посвящено определенной теме, по которой все участники игры – и дети, и взрослые – высказываются
перед ее началом, пытаясь дать собственное определение «любви», «свободе»
«справедливости» и т.д. Самые удачные, по мнению мудрейших, идеи поступают на
«аукцион идей». Вот некоторые из них.
Перед самым началом каникул мы
решили поговорить о свободе, в
предвкушении которой жил каждый школьник. Предложенная тема, как обычно,
вызвала много споров, идей, талантливых импровизаций. Как же современные дети понимают свободу?
Аполосова Анастасия (9лет). «Свобода – это когда человек может жить
своей жизнью, выражать свои мысли». Что стоит за этим демократическим призывом? Врожденный страх перед
тоталитаризмом, или просто авторитарный учитель, боязнь быть не как все среди
сверстников – отсюда и «тоска» по «своей жизни»? Оставим эти вопросы открытыми.
Базовкина Анна (10 лет). «Свобода
– это счастье или горе. Свобода – это, когда Бог воскресил тебя, и ты свободен
от своих грехов». Откуда у юного создания, растущего отнюдь не в
религиозной семье, такое глубокое переживание человеческой греховности,
которое не одно столетие питает и вдохновляет богословский и
религиозно-философский поиск?
Москвичева Ксения (11лет) «Свобода
– это чувство абсолютной власти над собой». НЕ есть ли это учение Спинозы об аффектах?
Плетнева Александра (12
лет) «Свобода – это полет мыслей, ее можно найти везде: в душе, в мире».
Трудно комментировать столь показательный, почти картезианский тезис.
Так получилось, что о свободе ярче и
интереснее высказались девочки, это видно по составу авторов, а вот тема «Веры
и Надежды» дала нам «мужское» видение феномена.
Балашов Павел (11 лет). «Вера
и надежда – это семейное богатство, на которое можно рассчитывать». Надо
заметить, что Павел выбрал себе роль молчаливого мыслителя в нашей игре, он
редко высказывается вслух, не спешит участвовать в отборочных турах, которые
предваряют каждый конкурс, но его идеи очень часто появляются в аукционе.
Представленная здесь мысль, в которой соединены идея семьи с идеей веры и надежды, может быть
интерпретирована и как конфуцианская сыновня почтительность, и как розановское «обожествление»
семьи, но в любом случае, она есть акт философствования.
Даниил Вайгер (12
лет). «Надежда – это внутренний росток, а вера - это солнце, которое взращивает ее и питает.
Вера дает человеку внутреннюю силу, а надежда – уважение и доверие к людям и
жизни». Важно отметить, что
мы приветствуем и поощряем метафорические высказывания, что хорошо усвоил
мальчик, принимая участие в конкурсе идей. Оставим саму мысль без комментариев,
она весьма объемна и хорошо представлена.
Новый сезон в ЦДРИ, а для
школьников новый 2001/2002 учебный год мы решили начать с гносеологической
тематики. Для первой встречи была выбрана тема «Знание», для второй – «Ум». И
вот какие «откровения» нас ожидали. В метафорической форме, на этот раз,
высказывался уже упоминавшийся Павел Балашов, вот его определение
знания: «Знание - это будущий путь по извилистой и ступенчатой
дороге, которая не имеет конца, но имеет начало – рождение жизни на Земле»,
в этот раз от него не «отстала» и его мама – Балашова А.Г., которая
предложила понимать знание как «мысли,
чувства, открытия одного человека, подаренные другим людям».
Коли уж мы начали представлять
семейные пары, нельзя не остановиться и на дуэте Шмелевых. Прежде чем продемонстрировать
их философское творчество, следует в двух словах остановиться на некоторых условиях и условностях игры.
Основным игровым полем является «круглый стол», куда после отборочного тура
попадают 4 семейные пары (ребенок и взрослый). Они получают задание, которое
должны выполнить за десять минут. Вот
дно из них. Каждому участнику дается карточка с высказыванием философа. Задание
– прокомментировать полученную мысль,
придумать и разыграть сценку спора Знания, Веры и Мнения – кто из них главнее,
предложив в ней свое решение этого вопроса.
В качестве исходного тезиса предлагалась
одна из ниже приведенных цитат:
1. «О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу и оба они
истинны». Протагор
2. «…
различие понятий «знать» и «быть уверенным» вовсе не имеет
сколько-нибудь серьезного значения, не
считая тех случаев, когда «Я знаю», должно означать «я не могу ошибиться».
Людвиг Витгенштейн
3. «…мысль о предмете вообще
посредством чистого рассудочного понятия может превратиться у нас в знание только
тогда, когда это знание относится к предметам чувств». Иммануил
Кант.
4. «… Что я разумею, тому и
верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю, но
не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому тому, чего и не
знаю». Августин Блаженный
Шмелевы Алексей (сын -12
лет) и Алексей (отец):
Знание: Я самое главное, я всегда
истинно. Бывает ложное мнение, ложная вера, но не бывает ложного знания.
Мнение: Я –
важнее. Мнение можно иметь о чем угодно, а знание и веру не обо всем. Например, хорошая ли книга. Одному нравится,
другому – нет. Это их мнение, но никто не знает наверняка, что книга хорошая,
да и верить в это невозможно.
Вера: Я –
еще важнее. Когда речь идет самом важном
в жизни человека, я вступаю в силу, и люди говорят: «Я верю, что все будет
хорошо», хотя знать они ничего не могут и даже настоящего мнения у них нет, и
быть не может. Только вера может вдохновлять человека, не случайно говорят –
вера может двигать горы.
Мудрец: Каждое
важно в своей области. Знание – когда мы исследуем внешний, воспринимаемый мир,
мнение – когда люди интересуются нашими взглядами (поэтому плохо, когда нет у
человека своего мнения), а вера лежит в основе и того, и другого: мы верим
своим чувствам и получаем знания, мы доверяем себе и имеем свое мнение.
Этот диалог, кроме всего
прочего, был блестяще разыгран, благодаря актерским способностям авторов, его
смысл раскрывался еще и через интонационные и другие невербальные
компоненты речи.
Попробуйте сами выполнить это
задание, а еще лучше вместе с вашим ребенком, обсудите с ним содержание фразы,
спросите его мнение, а потом проанализируйте результат, приняв во внимание, то,
что время для подготовки должно быть
ограниченно.
Иногда мы даем качестве
задания отборочного тура подбор рифм к тому или иному слову, к слову «знание»
нашли не мало рифм. Всем желающим было предложено написать буриме на них. Вот
один из примеров семейного сотворчества.
Горины Софья (дочь-11 лет)
и Татьяна (мать)
Он, получив прямые указанья,
Отбросив все пустые обещанья,
Пустился в путь, влекомый лишь желаньем
Идти вперед к признанию и
знаньям.
Прошли года, пропали и
желанья,
Он не добился сильного
влиянья,
А приобрел болезненную манию,
Окончив дни свои в
безрадостном изгнании.
Завершить же этот экскурс в
детское и детско-родительское
философствование хочется словами 14-летнего мудреца об Уме, призвав
каждого прислушаться к его совету.
Сергей Котов (14 лет). «Ум –
это способность человека не повторять одну ошибку более двух раз. В первый раз
человек понимает, что допустил ошибку, во второй – что не нужно ее повторять».
Заметим,
что членство в клубе, конечно же, добровольное, это – не обычные школьные
занятия, или скрупулезный труд по овладению теми или иными навыками в секциях и
т.п. – это игра, а, следовательно, развлечение. Поэтому очень важно
эмоциональное состояние участников, анализу которого и было посвящено
психологическое исследование (тест самооценки психических состояний (модификация САН Н.Курганского и др.),
проведенное на последней игре сезона 1999/2000 гг.
Очевидно,
что в характеристике любой, в том числе и нашей, интеллектуальной игры важны
показатели психической активации, интереса, эмоционального тонуса, а также
уровни напряжения и комфортности её участников. Полученная после опроса детей и взрослых картина позволила
рассмотреть особенности каждого из указанных состояний в динамике. Поясним, что тех, кто является постоянными
членами клуба, мы называем «ветеранами», тех, кто впервые приходит на игру, часто
не зная, что его ожидает – «новичками», далеко не все они переходят в категорию
«ветеранов», но все так или иначе эмоционально включаются в происходящее
действие, о чем свидетельствуют результаты опроса.
Таблица средних показателей динамики
психических состояний
(Баллы: до 8 – высокий уровень, 9-15 –
средний уровень, от 16 –низкий).
|
Дети (9-15 лет) |
Взрослые (25-43) |
||
|
«Новички» |
«Ветераны» |
«Новички» |
«Ветераны» |
Эмоциональный тонус до / после игры |
10 / 5 баллов (+5 !) |
7 / 3 балла (+4 !) |
8 / 7 баллов |
4 / 3 балла |
Психическая активация до / после игры |
12 / 6 баллов (+6 !) |
9 /6 баллов |
12 / 9 баллов |
8 / 4 балла (+4 !) |
Напряжение до / после игры |
10 / 11 баллов |
12 /10 баллов |
9 / 9 баллов |
12 / 12 баллов |
Интерес до/ после игры |
4 / 4 балла |
7 / 5 баллов |
10 / 9 баллов |
7 / 5 баллов |
Комфортность до / после игры |
7 / 5 баллов |
7 / 5 баллов |
10 / 7 баллов |
9 / 5 баллов |
Так,
стабильный рост психической активации характерен для всех возрастных групп:
средние показатели до начала игры и высокие непосредственно по её завершению,
причём дети существенно опережают родителей. Налицо связь психической активации
с сохранением уровня напряжения, поскольку включение в игру требует
определённых умственных усилий, активизации творческого мышления, внимания и
памяти. Умеренные показатели напряжения соответствуют атмосфере «мозгового
штурма» и здоровой конкуренции команд в конкурсах. Низких показателей,
свидетельствующих о пассивности, нет даже у более уравновешенного старшего
поколения. Изначально довольно высок эмоциональный тонус, а в процессе игры
очевидна тенденция к его дальнейшему росту: общение и совместная деятельность
участников улучшает настроение и даже самочувствие. Интерес к игре отличается
стабильностью на всём её протяжении. Данные показатели определяются степенью
увлечённости и внимания игроков, более высокой у детей. В сравнении результатов
новичков и опытных игроков –«ветеранов» клуба последних отличает большая
ровность показателей: им знакомы общие правила и сама ситуация философской
игры, потому и уровень комфортности – выше среднего. Отрадно, что и новички,
осваивающие этот непростой и незнакомый пока им процесс в реальном времени,
ощущают себя вполне комфортно – по окончании игры у них высокие показатели
данного психического состояния.
Таким образом, наблюдается
стабильно-положительная динамика рассмотренных психических состояний при
достаточно высокой их выраженности у игроков.
Приведенные высказывания
показывают, что мир детства не отграничен от философии, не лишен ее.
Моя концепция называется «Философские игры для
детей и взрослых», она представляет собой новое направление в развитии
Философии для детей, где особо выделяется образовательная программа
американского ученого М. Липмана. Например, известный российский философ Н.С. Юлина пишет
о ней, что «разработчики программы усматривают в философствовании такую же роль
для интеллекта, какую спортивная игра выполняет для развития
мускульно-двигательной системы»[1]. С этим нельзя не согласиться, ведь философия
таит в себе «вечные истины», аккумулированный веками человеческий опыт
осмысления мира, она объективно способствует творческому и интеллектуальному
развитию.
Однако, моя
концепция отличается от американской. Философия, на мой взгляд,
содержит не только интеллектуальный, но
еще и громадный нравственный потенциал, поэтому задача развития мышления при
помощи философии, является не единственной. Пожалуй, даже более важным
результатом раннего приобщения к ней
следует считать расширение возможностей и интенсивности формирования морального
сознания, ценностных ориентаций личности. Моя методика направлена не столько на
формирование когнитивных навыков (хотя эта задача ставиться), сколько на
стимуляцию сознательного нравственного поиска, выбора смысложизненных
ориентиров и т.п.
Как и авторы американской программы «Философия для детей», я глубоко уверена в том, что занятия
философией надо начинать в младшем школьном возрасте. По мнению психологов,
к 5-6 годам личность ребенка уже
сформирована - определился характер, способности, даже некоторые ценностные
приоритеты. Каждая личность неповторима,
ей присуще стремление понять и осознать свое место в мире, свое “Я”, а,
следовательно, и понять сам мир, сформировать
мировоззрение, что и является
философской рефлексией.
Высокая степень детской
познавательной активности проявляется в безграничной любознательности,
стремлении не только узнать новое, но
осознать, пропустить через себя, найти новому знанию место в собственном
миропонимании. Детское восприятие мира стремится к целостности, завершенности,
обобщенности, а это тоже признак философского освоения реальности. Однако предлагаемые мною «Философские игры»,
в отличие от программы американских коллег
не представляют собой программу курса для специального преподавания в
школе, с прилагаемыми к ней учебными пособиями, сборниками текстов и т.п., задачу создания такой программы я считаю
своей перспективой. Моя программа сегодня представляет собой форму проведения досуга, причем, досуга семейного. Важнейшим условием
участия в наших играх является выступление семьями (родители и дети).
ИГРА, таким образом,
является основой предлагаемой методики,
а т.к. игра – есть абсолютная
реальность детства, то и философствовать можно при помощи игры, такой способ
введения философских знаний в
интеллектуальный и нравственный мир ребенка является органичным, ведь еще
Платон призывал нас учить детей играючи.
В силу того, что игра не исчезает из нашей жизни и с уходом детства, то
и в зрелом возрасте занятия философией в игровой форме весьма интересны и
плодотворны. В этом еще одно
существенное, хотя и не последнее отличие моей программы от программы
уважаемого Мэтью Липмана.
Она рассчитана, в первую очередь, на семейные занятия, предполагающие активное
участие взрослых в процессе «отыскания истины», способствующее не только
гармоничному развитию ребенка, но и общей гармонизации детско-родительских
отношений.
Каждый ребенок - стихийный философ, потребность в философствовании -
его возрастная особенность, для взрослого же человека – это жизненная
необходимость. Исходя из этого, данная программа объективно
способствует:
-становлению мировоззренческих
ориентиров, включающих гносеологические,
нравственные, эстетические и др.;
- воспитанию культуры диалога, дискуссии, уважения к чужому мнению;
-формированию
механизмов самостоятельного принятия решений.
Цикл
занятий строится по проблемному принципу
и ориентирован на основные разделы философского знания (онтология,
эпистемология, антропология, этика, эстетика
и т.д.). Последовательность и
группировка тем соответствуют
логике философского исследования.
Основу данной концепции составляют следующие
общеметодологические, педагогические принципы: системности, доступности, культурной экологичности,
индивидуального подхода, гуманизма.
В
развитие этих принципов предлагаемая
программа ориентирована на знакомство детей и взрослых с высочайшими образцами
отечественной и мировой философской мысли, развитие индивидуальных способностей
к философскому творчеству, формирование основ философской культуры. Это
определяет основные принципы построения методики:
1. Принцип диалогики.
2. Опора на первоисточники.
3.Принцип творческого решения задач.
Принцип диалогики
опирается на маевтику
(метод Сократа) и предполагает
активизацию мыслительного процесса, стимулирование его развития с
помощью особым образом организованной
беседы, которая создает условия для совместного поиска ответов. Отношения
учителя и ученика, ребенка и взрослого (особенно, если это дети и родители) в
этом случае оказываются отношениями сотрудничества, т.к. диалог предполагает
обращение друг к другу. Упоминавшаяся
выше американская программа, также ориентирована на сократический метод, что
лишь подтверждает незыблемость методологических установок познания, унаследованных
нами от Античности.
Опора
на первоисточники позволяет
познакомить людей, включающихся в систему занятий, с лучшими образцами
философствования. Они используются как вспомогательный материал, информация к
размышлению над проблемой, требующей самостоятельного творческого осмысления.
Однако, я уверена, что занятия философией даже с самыми маленькими, обязательно
должно включать в себя знакомство с подлинными философскими текстами, а не подвергнутыми интепретационной
обработке составителей программы. Мы должны воспитывать у обучающихся чувство
уважения, чувство сопричастности идеям великих мудрецов. Пусть по началу их
имена кажутся не знакомыми и незначимыми, однако, постепенно, Сократ, Платон,
Конфуций, Бердяев и др. превращаются для участников программы в добрых и умных
учителей и собеседников, идеи которых оказываются чрезвычайно близки людям
нашего времени.
Принцип
творческого решения задач
реализуется через методику построения
заданий, выполнение которых требует не
демонстрации эрудиции, а самостоятельного
анализа, собственного понимания
проблемы, и включает в себя принцип
импровизационного творчества предполагает построение заданий таким
образом, чтобы они стимулировали стремление к импровизационному самовыражению,
что повышает эмоциональную наполненность самого
события «игры». Импровизационный характер творчества снижает уровень
тревожности и страха перед сложностью поставленной задачи, дает психологическую
защиту.
Все
вышеперечисленные принципы составляют систематизирующее начало весьма
разнообразных и многоразличных сценариев игр, каждый из которых индивидуален, и
во многом его форма определяется его содержанием. Объектом философствования
становятся не только и не столько идеи великих философов, сколько реалии жизни,
герои любимых литературных произведений и т.п. Таким образом, обучая философствовать,
мы так или иначе, учим жить, жить в соответствии с позитивными моральными
установками, без страха перед будущим, с готовностью принять не только
положительные, но и отрицательные стороны нашего бытия.
Как и
каждая игра, моя тоже имеет определенные
правила, которые могут изменяться в зависимости от того, в какой аудитории она
проводится. Неизменным остается одно –
игроки получают задание, в основу которого положены некоторые импровизационные
творческие акты, рефлектирующие над философскими текстами, в качестве заданий
может быть предложено придумать сказку, разыграть сценку, нарисовать нечто и
т.д. на заданную тему. Игроками могут
быть все присутствующие, тогда они должны поделиться на 4 команды, но число
игроков в команде не должно превышать 5-7 человек. Игроки могут также выбираться. В обычной практике нашего
клуба – игра по парам (взрослый и ребенок), в результате конкурсного отбора из
всех присутствующих (обычно 60-80 человек), отбирается 4 пары участников,
которые занимают место за специально
подготовленным игровым столом, и в течение 10 минут готовятся к выполнению
полученное задание, а в это время ведущий ведет беседу или проводит мини-игры
со всеми присутствующими в зале, затем все внимательно слушают игроков. Кто-то должен взять на себя функции жюри
(мудрейших).
Для иллюстрации
изложенных принципов методики прилагаю один из сценариев игры, которые может
быть интересен коллегам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Сценарий Игры – «ГОЛОС СОВЕСТИ»
Вводная
беседа – вопросы: Как звучит голос совести? Кто испытывал муки совести? и др.
1 тур. “Что
такое совесть?”. В гостях у И. Канта.
Отборочный
конкурс. Задание – продолжить фразу: “Совесть может...” (Например, “мучить”).
Ведущий немного рассказывает о Канте и приглашает всех побывать у него в гостях
и принять участие в домашнем спектакле.
Все участники
получают карточки, на которых написано высказывание Канта о совести, сначала
определение, а потом, распространенное высказывание.
Задание –
прокомментировав определение, разыграть сцену из известного литературного
произведения (по выбору участников), иллюстрирующую данную мысль.
Если зрители
узнают литературное произведение,
участники получают дополнительное очко. Вторую карточку с тем же текстом
участники вручают любому из присутствующих, который берется сыграть роль И.
Канта и прокомментировать саму, изложенную мысль, таким образом, состав команды
расширяется до трех человек.
Время на
подготовку 10 минут
Текст:
1. “Сознание внутреннего судилища в человеке
(“перед которым его мысли обвиняют и прощают друг друга”) есть СОВЕСТЬ!”
Каждый
человек имеет совесть, и всегда ощущает в себе внутреннего судью, который
наблюдает за ним, грозит ему и вообще внушает ему уважение... Она следует за ним как тень, когда он намерен ускользнуть
от нее”. И. Кант.
Во время подготовки
ведущий играет с залом в ассоциации, называя разные понятия, просит
присутствующих сказать, какой была бы та или иная “ВЕЩЬ”, БУДУЧИ СОВЕСТЬЮ,
например, каким был бы дом, если бы совесть была домом?
2 тур. БЕССОВЕСТНОСТЬ.
Отборочный
конкурс - каждому предлагается продолжить фразу: “бессовестен тот, кто...”
Задание. Все
участники получают карточку, на которой дано высказывание Монтеня о
бессовестности и отрывок из Тацита.
Задание –
прокомментировать Монтеня и придумать
рассказ, продолжающий фразу Тацита. Рассказ должен быть законченным, иметь
героя или героев и повествовать об отношениях человека с совестью.
Тексты:
“ Слово “лгать” на латыни означает то же
самое, что идти против совести”
М.Монтень.
“... он избрал легкий путь к почестям: стал
клеветать на других командиров, отрицая те хорошие качества, которые у каждого
из них были... и в результате благодаря своей ловкости и подлости добился
превосходства над людьми порядочными”. Тацит.
Время на подготовку - 10 минут.
Во время
подготовки ведущий предлагает зрителям прокомментировать и проиллюстрировать
примерами следующие мысли И. Канта и Ф. Ницше
“...приписать
кому-нибудь растяжимую совесть - то же самое, что сказать: он
бессовестен” (И.Кант);
“Если дрессировать свою совесть, то, кусая,
она будет целовать нас”.
Ницше
Аукцион идей,
понятие для определения – «совесть».
Итак, хочется верить, что мы
убедили читателя в имманентной присущности философствования детскому восприятию
мира, его адекватности самому детству, а, осуществленное в контексте детско-родительских отношений, оно,
философствование, становится еще и фактором воспитания, формирования основ
взаимопонимания и т.п.
Всех, кого заинтересовал наш
опыт, ждем по адресу: г. Москва, ул. Пушечная, д.9, каждую третью субботу
месяца. С особым трепетом и надеждой приглашаем издателей. Связаться с нами
можно по телефону 928-74-91 (ЦДРИ) или по электронной почте retun@online.ru