Стенограмма МКл №6 от 20 ноября 04 г.
ЦДП, Москва
ведущий Сайфуллин Н.Ф.
Мастер Князева
Е.Н. УПРАВЛЕНИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(11:35, звучит музыка
Ванессы Мэй) Занимаюсь вопросами познания мира,
инновационной деятельности более 15 лет.
Теория самоорганизации
сложных систем является полидисциплинарной обсластю исследования и служит способом понимания
инновационных процессов. Моя позиция к сотрудничеству: философия позволяет
выйти за рамки личного опыта и оценить возможности иного взгляда на мир.
Мировоззрение складывается на основании опыта и позволяет расширить рамки
человеческого взгляда на мир.
Что такое инновации с
философской точки зрения? Инновации следует отличать от открытий, которые
больше связаны с индивидуальным аспектом: человек что-то открыл новое для себя.
Инновации же дают новое в развитии культурной среды как целостности.
Также различаем изобретение
и открытие. Открытие дает понимание, открытие того, что есть в природе,
предсуществует в ней. Изобретается же то, чего прежде не было.
Эйнштейн: музыка бывает
открываемая (Моцарт) и изобретаемая (Бах).
Я сомневаюсь, потому и
существую. А есть ли в мире вообще новое (dejavje)
(это со мной было)? Может, следуя восточной традиции, все возвращается к своему
первоначалу. Как тогда возможно новое?
Что такое творить\креатив? Креатив - это творческие возможности. А
творить - это отворять=соединять, синтез того, что было рассоединено,
разобособлено.
Кант: продуктивные
способности воображения дают возможность человеку играть со своим опытом. Опыт
как "если бы", увидеть его иначе. Человек не просто воспринимает,
отражает мир, сознание не есть зеркало, но вычисляет и конструирует его. Потому
то, каким становится мир, зависит от человека. Гегель: каков человек, таков и
мир.
Человек особенно способен
влиять на мир в контексте понимания его как проявления сложности, системы
самоорганизующейся. Феномен сложного имеет математич.
обоснование, в котором малое событие может вызвать реализацию новых
возможностей.
Здесь же важно различать
детское сознание и сознание гения. Человек сложнее общества, часть сложнее
целого, каждый отдельно есть и философ, и креатив, и
гений. Детское сознание и творчество: дите в игре производит бытие с миром как
если бы он был (Homo Ludens,
Хойзинга, голландец), не убивать, а лелеять в себе
ребенка.
Эволюция идет многими
нелинейными путями развития, и лучший образ - древо познания, древо жизни.
Специализация закрепляет человека на одной из ветвей, в то время как детскость
позволяет свободно скользить во всем этом пространстве. Древо это растет, и
философия позволяет раздвинуть, перестроить стереотипы так, чтобы человек смог
увидеть иные ветки, которые и есть новое по сравнению со старым. А чтобы
достать новое, надо извлечь из памяти старое, обратиться к традиции.
ПРОБУЖДАТЬ ТВОРЧЕСТВО,
КРЕАТИВНОСТИ: это для меня значимо, в нас уже много того, что надо переоткрыть.
Самоорганизация: спонтанное
самопроизвольное возникновение порядка из хаоса без давления извне, за счет
внутренних потенций. Наиболее образный пример - слой масла на разогретой
сковородке образует ячейки Бенара в виде правильных
шестиугольников, которые являются наиболее устойчивыми структурами, обладающими
минимальной внутренней энергией. В мире живой и неживой природы эти структуры
наблюдаются повсюду: конвекция в жидкости, строение пчелиных сот, расположение
семян подсолнуха, ячеиста и крупномасштабная структура Вселенной (астрофизики
Зельдович и Новиков (училась у него более 20 лет назад)). В мире человека в высокоурбанизированных странах Западной Европы наблюдаются
такие же явления: Германия в Вестфалии \Дюссельдорф, Кёльн\
(ячейки Кристаллера, урбанист). В нейрофизиологии
известны подобные паттерын самоорганизации.
Паттерны самоорганизации
предсуществуют изначально, для их проявления необходимо многообразие
\плюрализма...
В инновационной коллективе
нужно разделение ролей генераторов и критиков, атакже
важна критическая масса, при которой возможно развертывание ее творческого потенцала. Внутреннее многообразие коллектива необходимо
здесь для готовности к многообразному альтернативному будущему. Устойчивость
возможна при многообразии элементов, погружении в хаос как способ выхода в
новое... Космос - это близко к косметике, мир себя сам украсил. Хаос кажется
нежелательным, угрожающим, небытием. Небытие бесконечно богато новым, там, в
хаосе уже все есть, в нем есть нереализованные, но и нереализуемые формы.
Каббала: мир завершится,
когда мир испробует все свои возможности. На разрушении строится новое, хаос
обладает креативной созидательной силой. Частица
дезорганизации уместна и подлежит регулированию. В быстро меняющемся мире
необходимы обращения к хаосу, запускающем самоорганизацию. Система должны быть
открытой, сулящей самоорганизацию. Также важна нелинейность, т.е.
множественность путей развития, их выбора. Выбор есть мука (нем.),
"буриданов осел". Неустойчивость, удаленность от равновесия также
способствует выходу к новому.
Управление: можно ли
управлять сложным? Архаические общества устойчивы, но уязвимы при любых
вмешательствах. Синергетика является наследницей кибернетики (кибернус, кормчий):
Гомеостазис: обратная связь,
приводящая систему в устойчивое состояние. Дитрих Дерн, Германия: модель
вымышленного африканского общества Таналанд. Вместо
речной воды постарались дать новые источники питьевой воды, хорошие
медикаменты, удобрения для гарантии урожая. Изначальные благие намерения его
студентов при этом приблизили гибель Таналанда, вся
сложная самоорганизация племени была выведена из устойчивости.
Какое же управление может
быть допустимым, эффективным? Здесь существуют принципы мягкого управления. Все
сложное допускает спектр предзаданных возможностей,
но не любых, не каких угодно, не всего что угодно...Эти состояния дискретны, а
не есть сплошной спектр. Близкие биологические виды кошек и собак не содержат
промежуточных видов.
Важнейший принцип -
резонансные пробуждающие воздействия, которые малыми импульсами подталкивают
систему к самоуправлению. Говорить не "как", а "что"
именно, не переливать знания из головы в голову, а выходить на совместные
действия. Нужны психосоматические воздействия и самоконтроля (путь Дао). Не
управлять, а направлять самоорганизацию.
Некоторые человеческие
действия априори обречены на провал, тщетны и зряшны
потому, что будут сродни выращиванию промежуточной ветки. (12:40) (На этой "запятой" переходим к проектной части).
(13:10, музыка Жана Мишеля Жарра) К реализации в ПРОГНОЗ-ПАРКе
предлагается комплексный проект "Самоорганизация и управление в
инновационной деятельности", включающий три самостоятельных раздела-пути:
1. ПРОБУЖДЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ:
нелинейное управление сложными системами несиловым
резонансным способом. Здесь я разделяю позицию Платона: "знание есть
воспоминание", человек несет надындивидуальную общеродовую
память. Человек несет в себе всю культуру и историю, душа и сознание черпает из
потенциала виртуальных форм возможностей мира. Предлагаются соответствующие
техники и методики:
§
хаотизация мышления для выхода из проторенных ходов;
§
демистификация гениев: не бояться быть креативным,
гениальным, гений - труд на 90%; идти на неудобоваримость ради рождения нового;
§
мыслеобразы, метафоры, перцептивное
мышление: гештальтпсихология;
§
дивергенция как порождение новых вариантов (оппозиция конвергенции);
§
инсайт, эмержетность как
появление нового и др.,
§
игра как пробуждение креативности.
2.
МЯГКОЕ НЕЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: малые резонансные воздействия ради
избегания тщетных усилий, тупиковых путей. Развертывание новых форм ради
"не свалиться к убогой примитивности", сведения к одному типа
американизации. Россия должна найти свой путь. Являясь индивид. членом
Всемирной Федерации исследований будущего, получила от Д.Лойда
впечатления о победе Буша на последних выборах в США (преступность и махинаторство на гигантских финансовых вливаниях).
3.
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА РИСКОВ (Forecasting Toolbox): отказ от экстраполяции тенденций, переход на
поиск аттракторов, проблема времени (соотношение прошлого, настоящего и
будущего; что есть настоящее (модусы времени по Августину Блаженному), Будущее
присутствует в настоящем как проект, прошлое - как память). Можно открыть
будущее мира через себя самого. Человек сам есть основная загадка сложного, он
может касаться абсолютного Будущего. Сон без сновидений, когда человек может
касаться будущего, дает невербализуемый опыт. Тем
самым мы можем открывать отдаленное будущее, многовариантное будущее, выходить
на важную философскую проблему времени и вечности. Платон: вещее как подвижный
образ вечности. Эйдосное висит над бытием, а мы -
твари преходящие, - есть лишь подвижный
образ вечности?! Вечность в нас как будущее и прошлое, мы причастны к
этой вечности.
Есть конкретные разработки и
соображения в этих направлениях, которые я бы хотела развить в ПРОГНОЗ-ПАРКе.
(???) Философия близка к
поэзии (Ницше, диалоги Платона). Философия для меня важна как метафизика,
стоящая над физикой, связана лишь опосредованно с нашим опытом.. Философия -
тип интеллектуальной йоги, "поиграть с миром через понятия",
"игра в бисер". Игра есть
основа креативности. Постнеклассика
- это теория сложного. Какова роль разрушения как творческого принципа:
мимолетность как стирание.
Философы как пауки, которые
плетут паутину из самих себя. ПРОГНОЗ-ПАРК как среда для апробации моих теорий
для меня интересны.
Стрельников А.И. (урбанистика):
В своем предстоящем мастер-классе я откликнусь на высказанные мастером Князевой
Е.Н. идеи. В развитии мегаполисов меня волнует баланс добра и зла.
Князева Е.Н.: Этот выбор возникает в контексте ценностных
ориентаций при выборе альтернативных путей из спектра возможностей. Может, в
урбанизме возможен модельный
(математический) спектр возможностей, к выбору из которых можно подойти
с ценностных позиций. (Знакомится с опытом ПРОГНОЗ-ПАРК по согласованию позиций
субъектов мегаполиса \вирт. кульман "ДрЖеланий"\).
Бриль Л.В. (дизайн): Все для
меня ново, накануне изучила на сайте работы Мастера, буду с интересом вникать.
Князева Е.Н.: Смена мировоззрения крайне важна (Кант: "
проснусь от догматического сна"). Не может быть постоянного творческого
подъема, режимы с обострением требуют управления, уметь давать установку своему
сознанию.
Григорьев Э.П. (системный
анализ): Предложенные проекты мне очень близки и импонируют. Есть идея
объединить сказанное с разработкой системы принятия решений на основе
интуитивной логики с порождением синтеза на компьютерной основе. Кроме того, по
модусам времени я передал в ПРОГНОЗ-ПАРК статью "Нарисуем Будущее",
посвященную парадигме социальных картин в архитектуре, противостоящей
вырожденной линейной экстраполяции накопленных тенденций.
(Ведущий: прозвучала заявка
на новую тему мастер-класса Григорьева Э.П.)
Травкин Н.Н.
(нанотехнологии): Самоорганизующийся синтез наноструктур
может быть показательной моделью синергетических идей. Здесь очевидны наши
точки соприкосновения.
Славин А.И. (фотохудожник):
Еще во ВНИИТЭ я застал зарождение футуродизайна. Считаю себя художником и
выступление Мастера меня заинтересовало с точки зрения: возможно ли художнику
внедрять самого себя, подобно Франтишке Кафке
заниматься инновациями? Что делать художнику? Мне предстоит быть на вашем месте
в следующую субботу и я собираюсь рассуждать и на эту тему. Может быть
существует некий естественный процесс в каждом человеке, который очень опасно
затрагивать?! Если бы Эйнштейн попал в лапы людей, занимающихся
профориентацией, стал ли бы он самим собой? Здесь важны затронутые темы
забывания самого себя, полной изоляции, разрушения стереотипов и др., которые
важно прорабатывать вместе.
Шведов В.Б. (геммолог):
Управление в изначальном хаосе очень четко сформулирована. Это будет применено
в социально-политическом управлении.
Ведущий: принимается безусловно и единогласно открытие оси
"Синергетика", куратор Князева Е.Н. Продолжается прием заявлений в
статусе волонтеров и партнеров ПРОГНОЗ-ПАРКа.
Вердикт Мастера Князевой Е.Н.: Очень важно было
услышать все вами сказанное, ив профессиональном, и в личностном плане. Я
поняла, что интересны прогностические задачи, поведение сложных систем,
улавливание готовых будущностей в настоящем. Хорошо знакома с дневниками и
Кафки, и Ван Гога: дилемма креативности=творчества
и одиночества пронзает всех нас. Не мочь не писать, когда им велят, но кто
велит? Эксперименты - игра с бытием. В нашем сотрудничестве я вижу важные
перспективы.
Способность к креативности: зачем она человеку? Перефразируя Жан Поля
Сартра: человек осужден быть креативным, это в его
природе. Поэтому проблема свободы творчества - это рождение бытия из небытия,
это в круге Инь-Ян: день рождается в полночь, а ночь
- в полдень. Есть риск дойти до крайностей в поиске ответов на этот изначальный
вопрос: "Зачем?".
Ведущий: Мастер Князева Е.Н.
пока не сумела вникнуть в опубликованные работы ПРОГНОЗ-ПАРКа (см. сайт), в
связи с этим здесь наблюдается некая пафосность. Мы
думаем над этими вопросами, развиваем методологические основы, разрабатываем
методики, проверяем их на практике в проектах. Следующая ступень продвижения
нашего сотрудничества - это прогноз-студии и др. жанры ИнДжема.
Пожелаем всем нам успехов в этом движении. (14:15).
В завершении Е.Н. Князева дарит ПРОГНОЗ-ПАРК свою книгу "Основания
синергетики" с автографом.
В перерыве звучит музыка
барда Славина А.Л. (авторский диск)
==================
Мастер Шведов
В.Б. ПОВЫШЕНИЕ СОРТНОСТИ АЛМАЗОВ И БРИЛЛИАНТОВ.
(
То, о чем пойдет речь, -
свершившийся факт. С 2000 по 2002 г. эта технология существует в металле и
банковских счетах, материализована в Канаде.
Стоимость алмазов зависит от
размерно-весовых параметров, цвета и качества камня, что определяет его
редкость (огранка бриллианта влияет опосредованно). По прейскуранту Минфина РФ
2001 г. в группе 5-6 карат разница в цене от 55 долл.\карат
до 40 тыс. долл\карат. Наша технология обладает
неповторимым где-либо экономическим эффектом и рассчитана на категорию крупных
алмазов от 10 карат.
(снимок) Камень 20 карат лежит в
окружении "мелких " 2-4 каратниками. С 2002
г мы вообще перестали обрабатывать камни мельче 1 карат. Заказчиком была
поставлена задача резко улучшить цветовые характеристики камней, что мы и
сделали. В частности, из коричневых алмазов (до 70% из добываемых на Земле 180
млн. карат\год) вышли на цвета белые, либо цветные
(фантазийные) со стоимостью выше белых. (снимок)
Ярко желтая окраска ценится 15-60 тыс. долл., чисто розовые или голубые
идут с поправкой 2,25-3 по отношению к высшему белому.
Технология реализована с
помощью высоких давлений и температур на отечественном оборудовании. В 1996-98 гг этими экспериментами активно занималась "General Electric", затрачено свыше 200 млн. долл. на получение
результата, который вылился в 12-каратный белый, который и по сей день кочует
по публикациям, а технологии так и нет, только эксперименты с их невоспроизводимостью.
По анализу 1998 г. в мире
существует около 180 прессов или лабораторий, занимающихся аналогичными
разработками. Первыми на результат вышел "Lasar Caplan" на успехах
новосибирских ученых (Полянов, Соколов, Фейгельсон), пресс 4,5 млн. долл. шестиосный,
компьютерное управление, уязвим при любом взрыве камеры, 20 тыс. долл.\день эксплуатационных расходов.
Под камеру "конак" мы поставили простой одноосный пресс за 300
тыс. долл. , суммарно же затраты на все оборудование составили около 2 млн.
долл. США. В апреле 2001 г. были получены первые желтые алмазы из исходных
коричневых, что и явилось отправным этапом последующих разработок. В своих
офертах мы гарантируем повышение стоимости в 2-6 крат, при выходе из цветов cape в
белые достигаются цены 15-60 тыс. долл\карат, всего
таких обработано свыше 4,5 тыс карат. На 18-ти каратнике за 2 часа получено чистой прибыли 400 тыс. долл.
В камеру диам. 16,5 мм высотой 20 мм входит камень 20
карат.Ход физических процессов мы не могли
исследовать в виду отказа инвестора в какой-либо научной аппаратуре. Создан единственный
прибор входного люминесцентного контроля , по показаниям которого мы можем гарантировать
успех. Но были получены и побочные эффекты.
Гораздо же важнее другой
аспект, который я считаю важным развивать в ПРОГНОЗ-ПАРКе.
О нем гомельские ученые на единственном кристалле писали как о поглощении широкозонного ультрафиолетового излучения с переводом его в
частоту 461 нм. При этом происходит перегон всей энергии на указанную частоту с
большей амплитудой, что сопровождается характерным флуоресцентным свечением.
Это важно в лазерной технике. Там же был описан эффект квантового резонанса:
пластина при определенном угле создает на волне 461 нм создает резонанс. Эта
стабильность оптоэлектронных свойств алмаза при высоких температурах делает его
единственно приемлемым материалом для спецлазерной
техники, не требуя охлаждения. Выступление в ПРОГНОЗ-ПАРКе
моего напарника Николаева Н.А. - физика-лазерщика, - после его возвращения из
Швейцарии еще предстоит.
Колоссальная
теплопроводность алмаза позволила нам при аварии не потерять крупный кристалл.
В Гохране такие алмазы идут как 22а), применяются в качестве подложек микропроцессоров
без потерь тактовой частоты (на ракетах "Томагавк" 60-80 таких
подложек, управление в реальном времени).
Итак, содержание
инициируемого проекта:
1) получение лазерно-активных
кристаллов;
2) их применение в лазерной
технике.
Эти результаты в Канаде не разглашались,
над этим работы в мире идут очень активно. Надеюсь, что с ПРОГНОЗ-ПАРКом
мы сможем вычленить все перспективные направления работ, включая и физические.
Ведущий: Что дает вам
возможность говорить о результатах столь откровенно? Как быть с секретностью
полученной информации? Почему в этих работах именно ПРОГНОЗ-ПАРК и необходим?
ШВБ: За "что и как
делать" я спокоен, они неразглашаемы.
Воспроизвести процесс без авторов никто не сможет. До работ с Николаевым никто
в подобных альянсах не работал, здесь большие преимущества культуры ПРОГНОЗ-ПАРКа
по формированию комплексных команд. (16:15)