Сайфуллин Н.Ф. Клуб содействия инновационной интеграции "Прогноз-парк":

Мы долго шли к открытию мастер-классов «Футуродизайн» (далее - МКл). Специфика мастер-классов вытекает из особенностей понимания Будущего, настроенности на проектирование альянса «наука-бизнес-власть» и миссии дизайнера. МКл развиваются в контексте крупной программы Инновационный джем-сейшн.

Подобно пресловутой черной кошке, которую ищут там, где ее нет, у меня возникает ощущение предубежденности рынка по отношению к Мастеру. Миссия ПРОГНОЗ-ПАРКа - вывести потаенный креативный потенциал Мастеров в русло предпринимательства. Готовых рецептов на сей счет нет, но что-то делать с этим надо. Надо признать, что общая атмосфера характеризуется двумя неутешительными симптомами: бытует установка творческих людей: «как бы что изменить, ничего не меняя». Прежде всего, эту уловку творец оставляет для себя. Правильно ли это? Этим вопросом мы и задаемся прежде всего на мастер-классах. Отсюда возникает синдром невнятности: мы что-то хотим изменить в этом мире, но нас не понимают. Откуда эта нереализованность искомого партнерства?. Потому ставим целью помочь обеим сторонам - как Мастеру, так и его потенциальному инвестору, - выстроить взаимопонимание, и необходимые для этого инструменты и технологии мы будет оттачивать на мастер-классах.

Все мы - люди разные, имеем свой уникальный опыт и возможности, благодаря чему способны стремиться к неким идеалам. Единственное, что нас объединяет с будущим и что мы определенно о нем знаем - это наши идеалы. Идеалы есть проявление интуиции, которые вместе с хотениями и ценностями образуют мотивы, побуждающие к действиям. Эта триада рацио-эмоцио-интуция и есть то творческое ядро, которое дает нам возможность продвигаться в будущее. По отношению к миру Мастер-творец выступает целостным сплавом, объединяющим свой опыт и мотивы.

Модель поведения мастера на рынке позволяет видеть логистическую кривую знаний предшественников и «идущую на перехват» линию доктрины Мастера. С позиций будущей «точки перехвата инициативы», когда идея Мастера будет воспринята миром как инновация, настоящее начинает пониматься как следствие, а не причина будущего события. Тогда ключевой мотив футуродизайна как системы зондирования будущего будет звучать: «Зачем Будущее?». В этом вопросе уже нет спекуляций «какое будущее», а главенствующую роль занимает Человек с его идеалами и духовностью.

Мастер подобен бриллианту, который еще не развернут своими новыми неожиданными гранями, чтобы засиять своим потаенным светом и вобрать в сферу своего обаяния с соответствующую поддержку, в т.ч. и инвестициями. Потому в МКл приглашаем рассматривать со своих профессиональных позиций опыт Мастера в самых неожиданных ракурсах и помочь тем самым Мастеру увидеть неожиданный блеск его доктрины. Вторая метафора - это айсберг, лишь малая толика которого видна миру, а гигантская глыба нераскрытого потенциала остается незримой. И наша задача на МКл «поднять плотность раствора» настолько, чтобы вытолкнуть вершину выше. И в этом ожидаются совместные старания и усилия каждого на МКл.

В поиске диалога мы будем опираться не на диаду «наука-бизнес», а шире, на триаду, включая сюда и власть. Спонтанные контакты этих вершин малоуспешны, потому требуется полноценная партнерская система.

Наша цель - создание Школ Мастеров, или на рыночном языке - брендов Мастеров. И потому приоритетами выступают формирование культуры диалога; отказ от иллюзий прорыва одиночек и стремление понять позицию Мастера как собственную, равно как и разворот его внимания к учету позиций=мастерства участников.

Проектный альянс - это взаимодействие, реакция между диполями «опыт-мотив» всех трех акторов - науки, бизнеса и власти. К сожалению, традиция такова, что при продаже проекта вне сферы внимания инвестора остаются наши мотивы. Пока только с позиций своего опыта, своих ресурсных возможностей он оценивает предлагаемый ему в виде проекта опыт Мастера. Мы же видим важным начинать с т.н. предпроектной фазы, когда внимание инвестора сосредотачивается на мотивах замысла автора с тем, чтобы наш опыт подкрепил его собственные мотивы. И на этой основе возможно развертывание итерационного цикла, в котором каждая сторона понимается не просто носителем неких технологий и рутинных способностей, а как развивающаяся личность - носитель определенной миссии в этой жизни.

Работая в парадигме триады «наука-бизнес-власть», надо учитывать и то, что внесение в альянс каждым из акторов некоторого преобразования=технологии оценивается не одной, а двумя другими сторонами=акторами. Подобно весам, опорой которых служит данная технология (например, от власти), на противоположных плечах взвешивается дисбаланс мотивов бизнеса и науки как оппонентов власти , возникающий по этому поводу. Такое парное противоречие создает частную проблему, входящую как узелок в общую ткань проблемной ситуации.

Потому все происходящее на МКл важно пропускать сквозь фильтр персональной установки: в чем состоит мой личный опыт, берусь ли я и как именно с позиций своих мотивов развить опыт Мастера. Применять понятие «ось» к звучащему опыту мастера: с позиций оси, например, под названием «власть», важен и необходим такой-то опыт Мастера и дает ли он возможность реализовать такой-то мотив моей оси. Т.е. идет перекрестное сравнение опытов и мотивов всех потенциально заинтересованных осей=акторов.

Для Мастеров: услышать отклик каждой из оси в отношении того, какой и насколько опыт Мастер нуждается в развитии, чтобы стать приемлемым с точки зрения встречных мотивов осей.

Подобно футбольной игре, совершается передача паса=вопроса с учетом возможностей и устремлений каждого из игроков=осей. А уместность и красота такого вопроса оцениваются участниками МКл соответствующими очками, которые называются лемами.

 

Вопрос в зал: "Что общего между Фабрикой звезд и египетскими пирамидами?" Блиц-ответы: "Строятся одинаково кропотливо, от малого к велику", "Обе имеют мощное основание и острую вершину", "Своей ориентацией на звезды", "Фабрика звезд плодит скоротечных дутых звезд, а пирамиды вечны"; "Настоящее пытается догнать прошлое".

И то, и другое явление стало возможным, воплощено в реальности потому, что оно стало нужным не только автору. Замысел каждого из этих примеров охватил умы, устремления и ресурсную поддержку многих. Сумасбродная идея автора была воплощена в таком всеохватном масштабе потому, что стала достоянием культуры. И этот процесс проявления идеи и ее воплощения в реальности и есть проект. Проект тем и отличается от непроекта, что выводит исходный замысел в конструктивное русло, находя поддержку многих. И задача мастер-классов и состоит, прежде всего, в формировании проектной культуры.

Наука и бизнес: подобие скрещиванию ужа с ежом. В итоге - метр колючей проволоки. Подобной выглядит и судьба футуродизайна. Перед нами - представители высокой культуры. Но почему же нет в зале людей из бизнеса? Подобно фантомам, они еще не проявились среди нас. Договоримся не скатываться на обсуждение того, на что повлиять не можем, будь то Кремль или "черные дыры". От нас самих зависит, сможем ли мы здесь и сами плодотворно и вкусно работать.

Сегодня мы вынуждены признать науку и бизнес в состоянии исходной отчужденности друг от друга. По роду деятельности мне много доводится взаимодействовать с представителями и той, и другой стороны. Реакция на попытку выстраивания диалога этих сторон всюду неоднозначна. Кто-то категорически утверждает, что у нас не осталось самой науки, а бизнес так реально и не зародился. Другие: нечего дергаться, достаточно уже в советские времена свою ниву науки засеяли, а вон, поди, выросло не там, где сеяли Даже по судьбам наиболее дееспособных дизайнеров (промышленных) видим, что сейчас они работают за рубежом, хотя и выросли как мастера в нашем отечестве. Будем ли мы мириться с тем, что науке и бизнесу по природе отказано во взаимопонимании? Нет, мы утверждаем, что взаимодействие возможно, если оно будет строиться в проектном режиме.  Но этому должна предшествовать не менее кропотливая работа сторон на стадии предпроектной подготовки.

Взаимодействие - это общение, диалог, который нуждается в общем взаимоприемлемом языке, комфортном для всех сторон. Вожделенные инвестиции в поддержку замысла Мастера можно понимать как ответную реакцию бизнеса, несущего свою культуру преобразований. Бизнес по определению не смиряется с достигнутым и нуждается в новых идеях. Наука и дает такие ориентиры, устремлена в Будущее и работает над новыми идеалами. Здесь мы видим, что между наукой и бизнесом гораздо больше общего, чем разнящего.

Движущим мотивом бизнеса понимаем хотения, но почему-то скромно говорим и признаемся в своих идеалах. Дистанция между этими составляющими мотивов так же мала, как между настоящим и будущим. Это и есть основа, которая позволяет сознанию включить свои эмоциональные и интуитивные способности в осуществление преобразований.

Открещиваясь от идеалов, бизнес лишает себя будущего. Цепляясь за Власть, - атрибут прошлого, ипостась традиции и жесткой логики (рацио), - бизнес и наука теряют больше, чем обретают.

Человек подобен связке "лебедь, рак и щука": живет в триединстве своего рацио-эмоцио-интуицио - мышления, т.е. он одинаково есть власть-бизнес-наука. В том и состоит цель проекта, чтобы исходный замысел автора был раскрыт во всех трех измерениях, рассмотрен с разных углов зрения. Сегодня же единственная форма подачи проекта - это бизнес-план, который не оставляет места тонкостям типа идеалов, душевным устремлениям. Может, потому творческий человек и не в силах освоить формат бизнес-плана для подачи своего проекта и, в итоге, ему нужна распаленная эмоциональная форма, в итоге остается непонятым и без поддержки инвестициями?!

Проект объединяет не только креативный творческий опыт автора, но и дает потенциальному партнеру и единомышленникам включить в него свои мотивы. А сплав мотивов и опыта и есть СМЫСЛ. Т.е. проект и его автор - это прежде всего смыслопорождение. Дизайнер - это смыслопреобразователь, а не технарь с набором опытов, это идеолог, соединяющий, подобно "седому паромщику" будущее с настоящим. Он же- и сталкер (см. "Пикник на обочине" Стругацких). Инструмент сталкера - "гаечка с лентой", которая вбрасывается в Будущее и он, дизайнер, способен через свой проект распознать, чем будущее отзовется в настоящем, как его решение сообразуется идеалам будущего.

Очень важный критерий успеха дизайнера - когда люди, которым мы служим, перестанут скрывать и стесняться своих идеалов. Это - апофеоз мастерства дизайнера. Потому красивый меткий дизайн-проект - это жемчужина культуры. Культура - это копилка опытов преобразований и воплощения идеалов. Идеал подобен ускользающему горизонту и является порождением интуиции, которая и делает науку значимой составляющей культуры..

Стремясь к выстраиванию проектного диалога науки и бизнеса, мы понимаем, что язык этого диалога скорее не вербальный, а имеет образно-символическую основу.

 



Hosted by uCoz